Я рад приветствовать вас в гайде по Жрецам Тьмы в World of Warcraft: Mists of Pandaria 5.2. Здесь вы научитесь всему тому, что должен уметь и знать любой уважающий себя ШП, находясь в рейде, подземелье нормального или героического режима.
Специализация Тьмы показывает довольно хорошие значения ДПС как в сингл-таргет, так и в АоЕ ситуациях в PvE. На данный момент ротацию ШП относительно легко понять и легко довести до мастерства.
Дальше - больше, ШП также обладают широким арсеналом способностей, полезных как ему самому, так и рейду.
Из-за размера гайд разделен на две части. Он же разделен на 6 разделов, в каждом из которых по несколько подразделов.
1. Таланты
1.1 Выбор Талантов
Уровень Выбор
15Щупальца БездныМентальный демонГосподство над разумом
30Тело и душаБожественное перышкоПризрак
45Свет и ТьмаПодчиняющий разумСлово силы: Утешение
60Молитва отчаянияПризрачный обликБожественный оплот
75Прихоти судьбыПридание силБожественная мудрость
90КаскадБожественная звездаСияние
Улучшают ДПС
Выживаемость
Контроль
Мобильность
Полезное
Ситуативные
К счатью, такой вещи, как постоянный билд, больше не существует. Теперь все таланты и символы можно менять вне боя, нужно лишь иметь при себе Фолиант ясного разума (86-90 уровень) или Пыль развоплощения (1-85 уровень). Вы будете часто пользоватьа этими реагентами, чтобы выбрать талант или символ, который сильнее поможет вам в бою. Потому очень важно хорошо знать все свои таланты, чтобы не ошибиться с выбором.
1.2 Таланты первого ряда
Таланты первого ряда - это 3 таланты, ориентированные на контроль.
Щупальца Бездны оплетают до 5-ти вражеских целей, заставляя их оставаться на месте до 20 секунд. Призванные "щупальца" можно убить, что снимет эффект оплетения. Цели должны быть в радиусе 8 метров от основной цели.
Ментальный демон призывает дружественного НПЦ, который кастует страх на ближайших противников.
Господство над разумом позволяет вам получить контроль над вражеским игроком или НПЦ.
Таланты имеют, в лучшем случае, ситуативное значение. Они могут быть полезны в каком-нибудь энкаунтере, но не более. В основном вы будете использовать данные способности на треше или во время прокачки. От вашего выбора мало что зависит.
Эти конкретные таланты на ваш стиль игры никак не повлияют, будучи исключительно ситуативными. Мы советуем вам выбирать талант, который вам больше нравится. если ни один из них не может помочь в бою.
1.3 Таланты второго ряда
Таланты второго ряда - это таланты, улучшающие вашу мобильность.
Тело и душа увеличивает скорость передвижения цели вашего Слово силы: Щит и Духовное рвение на 60% на 4 секунды.
Божественное перышко позволяет вам положить 3 пера на земле. Пробежав по перу, вы увеличите скорость передвижения на 60% на 6 секунд. Размещение перьев идет без КД, но каждое новое перо вы получаете лишь раз в 10 секунд.
Призрак позволяет вашей способности Уход в тень убирать с вас все вредоносные эффекты, уменьшающие скорость передвижения.
Мы предполагаем, что самым хорошим выбором здесь будет Божественное перышко, т.к. эти перья позволяют вам получить увеличение скорости именно тогда, когда вам это нужно
Должностные инструкции.
Тело и душа - тоже хороший выбор, но его использование ограничено чуть более сильно, чем у Божественное перышко (цель, которой нужно срочно помочь со скоростью передвижения, уже может быть под воздействием дебаффа Ослабленная душа, а Духовное рвение может просто оказаться на кулдауне.
Важно отметить, что использование Слово силы: Щит не выведет вас из Облик Тьмы, а вот использование Духовное рвение - выбьет. Хотя в этом случае вы можете просто использовать Символ темной связи, чтобы этой гадости не происходило.
Если вы выбираете талант из эгоистических побуждений (мало заботясь о том, как ваш выбор отразится на остальном рейде), вашим выбором точно станет Тело и душа, потому что щит можно использовать на себя и бежать самому. Не забывайте, что и сам щит дает вам чуть больше выживаемости.
Призрак - это PvP талант, в PvE очень сильно зависит от ситуации.
1.4 Таланты третьего ряда
Таланты третьего ряда дают вам выбор между тремя способностями для увеличения ДПС.
Свет и Тьма пассивно дает вам 15%-ный шанс, что после тика Прикосновение вампира ваш следующий Пронзание разума не поглотит ДоТы, будет мгновенным и бесплатным по мане, а также нанесет на 50% больше урона. У вас может быть 2 заряда этого бафа.
Подчиняющий разум - это улучшенная версия Исчадие Тьмы, которого он и заменяет. У Подчиняющий разум меньше кулдаун, и он дает больше урона и регенерации маны.
Утешение и безумие позволяет вашей Пытка разума наносить на 33% больше урона по целям, которые подвержены действую Всепожирающая чума, за каждую Сферу Тьмы, которая была потрачена на Всепожирающую Чуму.
Утешение и безумие дает более высокий ДПС, чем остальные таланты, позволяет вам просто ченнелить Пытка разума после наложения Всепожирающая чума. Если энкаунтер требует постоянного передвижения, то талант уже не является лучшим выбором.
Свет и Тьма - тоже хороший вариант. Пронзание разума'и, которые будут прокать, не сильно изменят вашу ротацию, да и сами по себе будут неплохим приростом к ДПС. Если вы мульти-дотаете цели при помощи Прикосновение вампира, тогда у вас будет больше проков таланта. Но даже в этом случае талант не дает больший ДПС, чем Утешение и безумие.
Подчиняющий разум дает немалое количество маны, наносит хороший урон, но все же недостаточный, чтобы бороться с двумя талантами выше.
1.5 Таланты четвертого ряда
Таланты четвертого ряда - это таланты, повышающие вашу выживаемость.
Молитва отчаяния - это мгновенный селф-хил, который восстанавливает вам 30% от максимального запаса здоровья с кулдауном 2 минуты.
Призрачный облик дает вам псевдо-стелс (вы остаетесь в бою, но вас не видно), при этом вы оставляете свою копию на том месте, где использовали способность. Эффект стелса длится 6 секунд или пока вам не нанесут урон 3-мя прямыми атаками.
Божественный оплот - это пассивная способность, которая дает вам щит, абсорбящий 20% от вашего максимального запаса здоровья, когда ваше здоровье падает ниже 30%. Способность имеет внутренний кулдаун 90 секунд.
Выбор для PvE ШП идет только между Молитва отчаяния и Божественный оплот. Мы предпочитаем Молитва отчаяния по той причине, что абилка используется именно тогда, когда нужна. Божественный оплот может сильно помочь, когда прокнет, потому он полезен тоже, но лишь на время прогресса, когда рейд будет просаживаться ниже 30% здоровья более-менее часто.
Призрачный облик для ПвЕ никакого применения не находит.
1.6 Таланты пятого ряда
Таланты пятого ряда позволяют вам выбрать один из трех талантов для увеличения ДПС.
Прихоти судьбы пассивно увеличивает ваш урон и исцеление на 15% на 10 секунд каждый раз, когда вы наносите урон или исцеляете цель, у которой меньше 20% здоровья.
Придание сил - это 2-хминутный кулдаун, который увеличивает скорость произнесения заклинаний на 20%, уменьшает стоимость заклинаний на 20%, а также увеличивает весь наносимый урон на 5% на 20 секунд.
Божественная мудрость дает вам 5%-ный шанс, что после тика Слово Тьмы: Боль, вы сбросите кулдаун с Взрыв разума и сделаете его мгновенным и бесплатным.
Придание сил дает наиболее мощный ДПС прирост в нужное вам время.
Божественная мудрость и Прихоти судьбы дают примерно одинаковый прирост ДПС, но все же меньше, чем у Придание сил.
1.7 Таланты 6-го ряда
Таланты 6-го ряда позволят вам наносить урон или исцелять несколько целей.
Каскад похож на оба "чайника" Шаманов одновременно. Все зависит от того, как вы будете пользоваться способность. Изначально вы посылаете Каскад на цель, он исцеляет ее/наносит ей урон, разделяется на два, переходит на две следующие цели и так до тех пор, пока не остановится.
Божественная звезда напоминает Йо-Йо в том смысле, что вы посылаете шар энергии перед собой, который после прохождения определенного расстояния (24 метра) останавливается и возвращается назад. На пути шар исцеляет союзников и наносит урон противникам (как по пути вперед, так и назад).
Сияние создает вокруг вас кольцо, которое охватывает 30-метровый радиус. Все союзники внутри этого кольца исцеляются, а противники получают урон. Самое высокое исцеление и урон получают те игроки, которые находятся на расстоянии около 25 метров от центра.
Выбор очень прост: вы выбираете талант в зависимости от того, как стоят ваши противники.
Если цели разбросаны, то мы берем Каскад.
Если цели стоят довольно близко друг к другу, а лучше всего в линию (хотя это происходит крайне редко), то тут может отличиться Божественная звезда.
И, наконец, если противники собраны в кучу, то лучше всего использовать Сияние
Если вы используете талант против одной цели, тогда Сияние нанесет самый большой урон.
1.8 Большие символы
Есть только один символ, который вам нужен для увеличения ДПС - Символ пронзания разума. Символ позволяет вашим Пронзание разума уменьшает время каста следующего Взрыв разума (в течение следующих 6-ти секунд) на 50%. Не забывайте, что это никак не влияет на Пронзание разума, которые кастуются при проке Свет и Тьма).
Но есть и другие полезные символы, которые нужно всегда иметь в виду.
Символ слияния с Тьмой уменьшает кулдаун на Слияние с Тьмой на 15 секунд.
Символ пытки разума позволяет вашей Пытка разума с каждым тиком настакивать на вас бафф на увеличение скорость передвижения.
Символ темной связи позволяет вам кастовать Молитва восстановления, Обновление и Духовное рвение не выходя из Облик Тьмы.
1.9 Малые символы
Все малые символы носят лишь косметическое и визуальное значение, никак не влияя на ваш ДПС или стиль игры.
2. Ротация, кулдауны и способности
2.1 Ротация по одиночной цели
Будучи ШП, вы постоянно используете Облик Тьмы, когда ДПСите.
Ротация по одиночной цели Жреца Тьмы основана на списке приоритетов. Лучше всего ее отразить таким образом:
Наложите и поддерживайте Слово Тьмы: Боль на цели.
Наложите и поддерживайте Прикосновение вампира на цели.
Кастуйте Всепожирающая чума с 3-мя Сферами Тьмы
Используйте Взрыв разума по кулдауну, если у вас меньше 3-х Сфер Тьмы
Используйте Слово Тьмы: Смерть (используется только тогда, когда у цели меньше 20% здоровья), если у вас меньше 3-х Сфер Тьмы.
Кастуйте Пытка разума в качестве филлера в ротации.
2.2 Ротация против множественного противника.
Ротация против нескольких целей зависит от того, с кем вам пришлось столкнуться и сколько эти цели проживут.
2.2.1 Живучие противники
2.2.1.1 2-4 цели
Против 2-5 противников, вы можете попытаться поддерживать Слово Тьмы: Боль и Прикосновение вампира на всех.
Вам следует использовать Взрыв разума по кулдауну, кастовать Пытка разума в качестве заполнителя пустых мест в ротации и накладывать Всепожирающая чума на 3-х Сферах Тьмы.
2.2.1.2 5 и более противников
Против 5-ти и более противников проще всего использовать Иссушение разума на танке или милишнике, который находится рядом со всеми этими противниками.
2.2.2 Слабые противники
Если противники умирают слишком быстро, чтобы ваши ДоТы нанесли им хоть какой-то существенный урон (меньше приблизительно 15-ти секунд), вы просто должны использовать максимальное количество наносящих урон способностей, вроде Пронзание разума, Взрыв разума и Пытка разума.
Если противников много, то вы можете просто использовать Иссушение разума.
2.3 Внутренний огонь против Внутренней решимости
Вы должны использовать Внутренний огонь практически во всех ситуациях, т.к. он увеличивает вашу силу заклинаний и ДПС.
Внутренняя решимость дает небольшой прирост к скорости передвижения, потому его можно использовать в тех случаях, когда скорость передвижения нужна больше, чем ДПС.
2.4 Кулдауны
Будучи Жрецом Тьмы, вы располагаете узким арсеналом слабых атакующих кулдаун-способностей. С другой стороны, у вас есть достаточно кулдаунов для вашего рейда.
Исчадие Тьмы используется по кулдауну
Слияние с Тьмой используется, чтобы регенить ману и выживать в особо сложных ситуациях. Мы рассмотрим способность более полно в этом же гайде чуть ниже.
Вхождение в Бездну позволяет вам поменяться здоровьем с вашей целью. Может быть использовано, чтобы спасти рейдеров, отдав им свое здоровье и засейвив себя, а можно также выжить и самому.
Объятия вампира - 3-х минутный кулдаун, который длится 15 секунд. Он позволяет вам исцелять союзников в размере 50% от наносимого вами урона одиночной цели.
Гимн надежды восстанавливает ману членов рейда, а также времменно увеличивает ее максимальный запас. Сильный рейдовый кулдаун, перед использованием нужно советоваться с рейд-лидером.
Чтобы прочитать более подробную информацию про эти споспобности, спуститесь немного ниже в секцию, посвященную кулдаунам.
У вас также есть несколько кулдаун-способностей в талантах, которые мы тоже рассмотрим чуть позже.
2.5 Для опционального чтения: доводим навыки Жреца Тьмы до совершенства
У Жрецов Тьмы довольно простая ротация. С другой тороны, вам нужно знать несколько вещей о том, как раскрыть весь потенциал своей специализации.
2.5.1 Сферы Тьмы и Всепожирающая чума
Каждый раз, как вы наносите урон способностями Взрыв разума и Слово Тьмы: Смерть, вы создаете одну Сферу Тьмы. Заметьте, что если используете два Слово Тьмы: Смерть, то второй каст уже не создаст Сферу Тьмы. Единственные способности, которым нужны Сферы Тьмы для использования - это:
Всепожирающая чума, сильный ДоТ;
Глубинный ужас, стан и дизарм.
Вы всегда должны тратить свои Сферы тьмы на Всепожирающую чуму (исключая те крайне редкие моменты, когда вам нужен будет Глубинный ужас). Урон от Всепожирающая чума основан на количестве Сфер Тьмы, присутствующих у вас на момент каста ДоТы. Мы советуем вам использовать Всепожирающая чума только на 3-х Сферах Тьмы.
Ротация ШП, в принципе, создана для наиболее быстрой регенерации Сфер Тьмы. Потому вы не должны забывать использовать Всепожирающая чума вовремя и не набирать лишних Сфер Тьмы при помощи кастов Взрыв разума и Слово Тьмы: Смерть, когда у вас и так есть 3 Сферы Тьмы. Иначе столь дорогие сердцу Сферы Тьмы уйдут в оверкап.
2.5.2 Обновляем наши ДоТы
Немаленький кусок ДПС у ШП идет с 3-х основных ДоТов (Слово Тьмы: Боль, Всепожирающая чума и Прикосновение вампира). Но в то же время, Всепожирающая чума нельзя *рефрешить* лишь по той причине, что ДоТ длится 6 секунд, а ресурсы для его каста набираются примерно за 24 секунды (или 16 секунд, если у цели меньше 20% здоровья).
В качестве основного правила: Вы должны обновлять свои ДоТы прямо перед тем, как они спадут, т.е. перед самым последним тиком.
Но есть и несколько мелочей, которые вы должны понимать, чтобы максимизировать урон от ваших ДоТов. К примеру, вы должны хорошо знать, как ДоТы зависят от ваших баффов на конкретный момент времени, а также владеть информацией про наложение ДоТов друг на друга.
2.5.2.1 Динамическая сила ДоТов
Урон от ДоТа высчитывается в момент каста ДоТа. Это значит, что если ДоТ скастовали на момент действия пре-пота или какого-нибудь сильного прока, то его тики будут сильнее все время действия ДоТа даже в том случае, если сам прок закончится до момента конца ДоТа.
С другой стороны, если вы получите важный прок уже после того, как накинули ДоТ, то это никак на него не повлияет.
Это поднимает вопрос о том, как лучше всего обновлять или "рефрешить" ваши ДоТы. Например, стоит ли предварительно заменить более слабый ДоТ (у которого еще осталось несколько секунд до конца), на более сильный, потому что у вас что-то прокнуло? Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны понимать, что такое наложение ДоТов друг на друга.
2.5.2.2 Наложение ДоТов друг на друга
Наложение ДоТа - это то, что происходит, если ДоТ обновить до того, как произошел его последний тик. Если вы обновите ДоТ, когда у него оставалось 2 или более тиков, вы потеряете все тики, кроме последнего. Послений же будет добавлен ко времени действия следующего ДоТа, что увеличит время его действия. Более того, последний тик предыдущего ДоТа будет изменен в зависимости от ваших новых характеристик (проков, потов и т.д.).
Означает это, иными словами, вот что:
Если вы обновите "сильный" ДоТ (который скастовали под проками) более "слабым" ДоТом, то последний тик предыдущего ДоТа станет слабее.
Если вы обновите "слабый" ДоТ (который скасотвали без проков) более "сильным" ДоТом, то последний тик предыдущего ДоТа станет сильнее.
2.5.3 Больше о ротации по одиночной цели
Чтобы вы могли лучше понимать, как на практике применяется тот список приоритетов, что мы предложили выше, мы с вами неспеша пройдемся по его пунктам.
Вы должны обновлять все свои ДоТы, основываясь на информации выше (проще говоря, прямо перед их окончанием). Дальше, если ДоТы уже тикают, то вы используете Взрыв разума сразу же, как он становится доступен. Ситуации, когда вам нужно будет обновить ДоТ одновременно с выходом Взрыв разума с кулдауна, будут очень редки, но если такое произойдет, то мы рекомендуем вам сначала кастовать Взрыв разума.
Далее, если ваш Взрыв разума на кулдауне, а ДоТы не нуждаются в рефреше, вы ченнелите Пытка разума по цели. Если вам нужно сделать действие более высокого приоритета - просто прерывайте Пытка разума и делайте, что нужно. Да, все верно, прервать Пытка разума, когда нужно обновить ДоТ или скастовать Взрыв разума будет лучше, чем дожидаться, пока ченнелинг закончится. Очень важно иметь аддон кастбара, чтобы видеть, когда тикает ваша Пытка разума и прерывать ее сразу сразу после тика.
2.5.4 Больше о кулдаунах
2.5.4.1 Исчадие Тьмы
Ваше Исчадие Тьмы как ДПС кулдаун проявляет себя не лучшим образом. Несмотря на это, его лучше использовать более-менее по кулдауну, и не обязательно даже только для маны.
Урон от Исчадия высчитывается на основе ваших характеристик (если быть точнее, то на основе силы заклинаний), потому было бы неплохо иметь на себе проки от Чары для оружия или Светлотканая вышивка на момент каста.
Что касается БЛа и Героиизма, Исчадие получает бафф от них только в том случае, если уже было присуммонено перед командой на БЛ/Героизм.
2.5.4.2 Слияние с Тьмой
Слияние с Тьмой - это интересная способность с 2-х минутным кулдауном. За свое время действия (6 секунд) способность дает вам несколько полезных бонусов:
Весь получаемый вами урон уменьшен на 90%.
Вас нельзя замедлить или оплести.
Вы получаете 6% от максимального запаса маны раз в секунду.
Но есть и минус: вы не можете использовать заклинания во время действия данной способности. Ваши ДоТы при этом никуда не исчезают и продолжают наносить урон.
Использовать Слияние с Тьмой следует в двух случаях. В первую очередь, чтобы спасти себя в критической ситуации или справиться с механикой того или иного босса.
С другой стороны, Слияние с Тьмой - это хорошая способность для регенерации маны. Больше информации о том, когда использовать Слияние с Тьмой для регенерации, вы узнаете из раздела чуть ниже.
2.5.4.3 Вхождение в Бездну
У способности Вхождение в Бездну очень прямолинейный способ использования. По сути, это кулдаун для самых крайних случаев. Если у вас полный или почти полный запас здоровья, вы можете использовать эту способность на того члена рейда, у которого почти не осталось здоровья и он рискует умереть в очень скором времени. И наоборот, вы можете позаимствовать здоровье у какого-нибудь члена рейда, если у вас мало здоровья и вас скоро убьют.
Вы должны всегда оценивать то положение, в которое поставите человека, если заберете у него львиную долю здоровья, ведь это может привести к его гибели.
2.5.4.4 Таланты 3-го ряда
Утешение и безумие пассивно увеличивает ваш урон по одной цели в том случае, если вы используете Пытка разума на цели, на которой висит ДоТ Всепожирающая чума. Потому не забывайте использовать Пытку разума на цели, на которой висит Всепожирающая чума. Использование Придание сил (учитывая, что вы взяли этот талант) прямо перед наложением Всепожирающей чумы поможет вашей Пытке разума сделать больше тиков и нанести больше урона.
Если вы возьмете данный талант, то это несколько скажется на вашей ротации. Вам нужно будет планировать использование Всепожирающей чумы таким образом, чтобы во время ее действия вы могли спокойно кастовать Пытку разума, не отвлекаясь на обновление ДоТов.
Если вы выбрали Свет и Тьма, вам нужно будет внимательно следить за проками "суперзаряженных" Пронзание разума. На самом деле, это вовсе не сложно.
Если же вы взяли Подчиняющий разум, то просто используйте его максимальное количество раз за бой.
2.5.4.5 Таланты 5-го ряда
Придание сил используется в качестве ДПС-кулдауна и используется как можно чаще. Как мы указывали выше, если вы можете использовать его до каста Всепожирающей чумы (если у вас взят талант Утешение и безумие), то не упустите эту возможность. Два эти таланта в синергии дают отличный результат.
Прихоти судьбы дает свой эффект пассивно, вам ничего не нужно править в своей ротации, чтобы добиться лучшего результата.
И, наконец, проки от Божественная мудрость должны использоваться прямо сразу. Это увеличит вашу генерацию Сфер Тьмы, позволяя держать более высокий аптайм Всепожирающая чума. Это исключительно полезно в битвах с кучей противников вокруг, где у вас будет гораздо больше проков (если вы, конечно, не поленились обДоТать всех своих противников своим Слово Тьмы: Боль). Это сделает ваши касты Всепожирающей чумы куда более частыми.
2.5.4.6 Таланты 6-го ряда
Старайтесь использовать все свои таланты 6-го ряда (Каскад, Божественная звезда или Сияние) по кулдауну тогда, когда рядом с вами много противников.
2.5.5 Разбираемся с маной
Как ШП вы очень сильно зависите от маны. Ваши ДоТы стоят дорого, потому вы еще успеете столкнуться с проблемами с маной. Особенно остро вы будете это ощущать в боях, где вам нужно мультиДоТать.
К счастью, у вас есть несколько способностей для генерации маны.
2.5.5.1 Слияние с Тьмой
Слияние с Тьмой используется как можно чаще, но с наименьшим ущербом для вашего ДПС. Это значит, что идеально использовать Слияние с Тьмой тогда, когда никого нельзя атаковать или когда вы много передвигаетесь.
Если таких ситуаций не возникает на протяжении всего боя, то используйте Слияние с Тьмой сразу после каста Взрыв разума, если ваши ДоТы не нуждаются в обновлении. В таком случае Слияние с Тьмой займет место Пытка разума - вашей самой слабой способности.
Не забывайте также, что бафф Слияние с Тьмой можно отменить, потому вы всегда можете кансельнуть Слияние с Тьмой и скастовать какой-то очень важный спелл.
2.5.5.2 Исчадие Тьмы
Ваше Исчадие Тьмы будет восстанавливать вам ману с каждой своей атаки. Плюс к тому, Исчадие Тьмы уже используется вами в качестве ДПС кулдауна, потому эту регенерацию маны вы получите так или иначе.
2.5.5.3 Гимн надежды
Гимн надежды - это рейдовый кулдаун, а не способность для личной регенерации маны. Сама по себе способность не увеличивает ваш ДПС, потому не стоит пользоваться способностью, пока вас об этом не попросили хилеры или рейд-лидер.
Несмотря на это, вы всегда должны держать при себе эту способность как "последнюю линию обороны".
Источник: